Топографические карты

Ленинградская область
Отчеты и описания

Северные Кронштадские форты

В Петровские временя пролив севернее Кронштадта считался непроходимым для кораблей из-за мелководья - фарватер находился южнее острова Котлин. Но залив стали углублять, и появилась необходимость в укреплении и северного пролива. На насыпных островах было сооружено 7 фортов, нумеруемых от Кронштадта. Только 4-й имеет название - Зверев. В 1935 году на островах были поставлены пулеметные доты, батареи и КП Кронштадского УР. После некоторые форты использовались для испытания нашего аналога напалма - местами можно видеть оплавленных кирпич. Ныне все форты заброшены и сильно разграблены. В конце 80-х от Питера к Кронштадту началось строительство дамбы. Ныне по ней проложена автодорога (по ней в город ходит 550 автобус) и недостроенная магистраль кольцевой дороги.

При переходе между фортами они хорошо видны друг от друга, поэтому в хорошую погоду трудностей с ориентированием не возникает. Однако следует учитывать, что может вполне и задуть и тогда видимость может упасть и придется идти по компасу.

Путь зимой к северным Кронштадским фортам начинается от станции Горская железнодорожной ветки СПб Финляндский - Сестрорецк - Белоостров. С платформы поднимаемся на трассу кольцевой дороги и по ней идем в сторону Кронштадта. До дамбы 1 км. Около дамбы - краны пристани. Сразу на лед выходить не стоит - сразу же большая промоина, которую переходим по мосту дамбы. Сразу после моста сходим с дамбы влево на лед. Впереди виден 7й форт, примыкающий к дамбе и световой знак на нем - до него 1,5 км.

7й форт примыкает к дамбе, на его северной стороне у дороги базируются строители с техникой. На восточном краю острова - полуразрушенный дот КрУР, над ним - световой знак и дальше начинается старый форт.

Остров обходим слева и далее забираем еще левее в обход большой промоины под мостом дамбы. Между 6 и 7 фортами, так же как и между 5 и 6 - около 1 км. 5 и 6 форты больше 7.

В 5м форте есть большой внутренний двор, в помещениях форта испробовали взрывчатку - все оплавлено и разрушено. Рядом со старым фортом прекрасно сохранившийся дот КрУр.

Между 5 и 4 фортами - примерно 1,2 км, столько же и до 3 форта. По пути впереди хорошо видна старая часть Кронштадта, и при желании можно идти туда напрямую. 3 форт примыкает к дамбе, поэтому он очень сильно разрушен и загажен. Здесь выходим на берег и по дороге выходим к шоссе, переходим его и насыпь кольцевой дороги и выходим на лед по другую сторону дамбы. Отсюда 1,5 км до 2 форта.

2й форт хорошо сохранился. По краям острова - пулеметные доты КрУРа, наверху - артбатарея УР с командным пунктом, откуда открывается хороший вид на Кронштадт, 1й форт и форт Обручев. Во внутренних помещениях форта видны результаты ремонта при строительстве укреплений КрУР.

От 2 форта до 1-го еще 1,5 км. К форту от дамбы подходит хорошая автомобильная дорога. Форт обнесен колючей проволокой (видимо, ранее для чего-то использовался, в проволоки есть проходы) и достаточно хорошо сохранился.

Обходим форт со стороны дамбы и переходим дорогу. Далее к Кронштадту есть 3 варианта пути. Либо сразу выходить на дамбу и идти к городу по насыпи недостроенной кольцевой автодороги, либо, пересечь залив в направлении выхода дамбы к берегу (в этом месте залив зарос тростником, необходимо выбирать маршрут), либо идти через Кронштадское кладбище (для этого необходимо идтипо заливу в направлении правого по ходу края не заросшего тростником участка берега, вплотную к зарослям тростника, выйти на тропинку, поднимающуюся к кладбищу, пройти через него и по дороге выйти к посту ГАИ на въезде в Кронштадт).

Весь путь по фортам от Горской до Кронштадта с небольшими экскурсиями в хорошую погоду занимает около 3-4 часов.

Форты Тотлебен и Обручев.

В начале 20 века для защиты пролива севернее Кронштадта были сооружены еще 2 форта - Тотлебен и Обручев. Они расположены в 4-5 км к северо-западу от старой линии северных фортов. Они построены по современной технологии, с применением бетона. Форты значительно больше старых - так, гарнизон форта Обручев в мирное время составлял около 400 человек. В 1935 году, как и на северных фортах, по краям островов были сооружены пулеметные доты КрУР.

Маршрут к фортам Тотлебен и Обручев лучше всего начинать от Сестрорецка (хотя можно идти и от Горской, Солнечного, Репино или Зеленогорска). От вокзала идем по Дубковскому шоссе в сторону моря (вскоре слева по ходу 2 больших новых здания - они хорошо видны с моря даже от Обручева). Через 5 минут выходим к входу в парк Дубки и идем в прежнем направлении 10 минут по центральной аллее до выхода к морю. Около моря слева - развалины дота. Зимой от этого места начинается рыбацкая тропа, выводящая к форту Тотлебен. До него отсюда 3,5 км.

Тотлебен (на картах - остров Первомайский) - меньший из двух фортов - более посещаем из-за близости Сестрорецка. Здесь находится домик-вагончикм "смотрителя" форта, который на личных основах пытается как-то способствовать сохранению форта.

Обходим остров с юго-востока и продолжаем движение к форту Обручев, до которого отсюда чуть более 7 км. В центральной части перехода есть немного заторошеный участок.

Обручев (на картах - остров Красноармейский) больше Тотлебена, менее посещаемый и лучше сохранился. Но все же в округе зимой очень много рыбаков, сюда же подходит накатанная дорога от дамбы.

От форта можно продолжить движение к Кроншадским фортам (к форту Шанц) или к северным фортам (с Обручева хорошо видны 1 и 2 форты перед дамбой).

Я специально не останавливался на описании собственно фортов, так как это - отдельная тема, а экскурсия по каждому из фортов может занимать до нескольких часов.

Весь маршрут без остановки на экскурсии занимает 2-3 часа до Кронштадта.

(с) Mike, 2004

<< Все отчеты и описания по Ленинградской области

Hosted by uCoz