Проект Топографическая карта
         Мурманская область

Хибиниада

КТМЗ: Отчеты Библиотека Тур.документы Регионы Водная энциклопедия Песни Школа туризма - набор круглый год!

Расщелина Аку-аку (440, н/к).

Протянулась на 4 км вдоль западных склонов вершины Гольцовка с северо-востока на юго-запад. Соединяет долины нижнего левого притока реки Гольцовой и ручья Юмъекорруай.

От поселка Имандра по дороге переходим на левый берег Гольцовой и вдоль нее по хорошей тропе поднимаемся к первому левому притоку. Переходим на правый берег притока и по тропе движемся вверх. На всем протяжении пути встречаются хорошее стоянки. Выше правый берег становится обрывистым, и по окончании обрывов тропа переходит на левый берег. Вскоре на ручье метровый водопад с вертикальной стенки, около него - стоянка. Чуть ниже по течению впадает ручей из расщелины Аку-Аку. Отсюда вправо по ходу уходит тропа к щели Аку-Аку, прямо - к перевалам Седло Хибинпахкчорр и Аку-Аку. На развилке троп - тур, высота над уровнем моря - 320 м. По тропе, идущей по поросшим криволесьям склонам средней крутизны вдоль правого берега ручья из расщелины, поднимаемся к началу каньона. Сама расщелина Аку-аку представляет собой неширокое ущелье с местами отвесными высокими скальными стенами. В ущелье несколько взлетов и спусков, зимой на них много открытых камней, местами плотный снег. Стены расщелины постепенно повышаются. Через 30 минут движения путь перегораживает озеро (400 м над уровнем моря), обход по небольшой полке слева (без рюкзаков!) или по крутому склону слева выше полки. На другой стороне озера есть стоянка (летом - вокруг только криволесье), вскоре после нее в ращелину слева втекает ручей, в верховьях которого расположен перевал Аку-Аку (н/к), ведущий назад в долину левого притока Гольцовой. Чтобы переночивать зимой, в этом месте можно перевалить вправо (подъем не более 15 м) в долину небольшого ручья, здесь хороший еловый лес и много сушин. По левому, затем правому, а в конце снова левому берегу ручья по тропе вниз к месту его впадения в ручей Юмъекорруай - месту, называемому "Звездочкой". От озера около 45 минут. В Звездочке по обоим берегам Юмъекорруая стоянки, но с дровами напряженно - чувствуется популярность. Прохождение расщелины зимой до ручья Юмъекорруай занимает 1,5 часа. От Звездочки 2 часа до станции Нефелиновые пески по хорошей тропе. В верховьях ручья Юмъекорруай расположен популярный перевал Юмъекорр (н/к).

Некоторую сложность в ноябре представляет обход озера, когда склоны уже заснежены, а само озеро еще не замерзло.