Топографическая карта
|
Руководитель АЛЕКСЕЕВ А.П. Маршрутная книжка - № 7/92 в МКК СПбГУ
МКК СПбГУ рассмотрела отчёт и считает, что поход имеет вторую к.с. и может быть зачтен всем участникам и руководителю
19.11.92 Гудков М.Г.
№ | Фамялия, имя, отчество | Год. рожд. |
Место работы | Адрес | Туристский опыт | Обязанности в группе |
1 | Алексеев Андрей Павлович | 1957 | ЛПО ПТО им. Кирова, нач. бюро | Пр. Луначарского, 56 к 1 кв.236 | 4-р Припол.Урал 1980 4-р Вост. Саян 1981 5-у Поляр.Урал 1979 5-у Путорана 1983 3-р Северн.Урал 1990 |
Руководитель |
2 | Коростылёв Денис Викторович | 1973 | СПбГУ студ. | Ул.Подвойского, 28 кв. 806 | 1-у Ленингр.обл.1992 | Отв. за снаряжение и подъезды |
3 | Горбатенков Алексей Витальевич | 1974 | СПбГУ, студ. | Ул. Плеханова, 45, кв. 76 | 1-у Ленингр.обл.1992 | Ремонтник |
4 | Саковская Анастасия Сергеевна | 1974 | СПбГУ, студ. | Пр. Космонавтов, 32. к 2 кв. 109 | 1-у Ленингр.обл.1992 | Начпрод |
5 | Шахвердова Ирина Парвазовна | 1973 | СПбГУ, студ. | ул. Бассейная, 53 kb. 507 | 1-у Ленингр.обл.1992 | Фотограф |
Ст. Имандра - д.р. Иидичьйок - д.р.Меридиональный – рад.вых. верх.р Меридиональный - д.р. Часнайок - пер.Ю.Чоргорр (н/к, 851) - д.р Петрелиуса - д.р.Кунийок - КСП Куэльпор – д.р. Партомйок - пер. Умбозерский (н/к, 527) - д.р. Каскаснюнйок – д.р.Тульйок - залив Тульялухт – оз. Умбозеро – д.р.Тавайок – рад.вых.под пер.Сев.Тавайок – дор. в пос. Ревда - рудник Умбозерский
Пассажирский поезд №185 Санкт-Петербург - Мурманск прибывает на станцию Имандра около 9-и часов утра. Погожий солнечный день, тепло, греет солнце, ослепительно сияет озеро Имандра. Вместо снега вся земля вокруг сплошь покрыта глянцевым льдом, по которому мы с трудом двигаемся до околицы посёлка, как по катку. Пока мы фотографируемся у здания вокзала (фото 1), к нам приближается одна из работниц железной дороги и поливает нас отборным матом, напоминая, очевидно, что сегодня 8-е марта - женский день. Как нам удалось понять, железная дорога имеет претензии к туристам за систематическое загрязнение зала ожждания. Вместе с нами из поезда вышли ещё 3 группы. 2 из них двинулись на север, по лесовозной дороге, по-видимому, намереваясь обойти массив Маннепахк с севера. С одной группой, скорее всего дикой, мы двигаемся вверх, в долину ручья Меридиональный. Ввиду праздничного дня телеграммы о выходе на маршрут мы дали непосредственно из Петербурга.
От здания вокзала двигаемся между домами наискось, на юг в сторону долины реки Иидичйок (Гольцовка) и через 300 метров подходим к околице поселка у водонапорной вышки. Отсюда далее в прежнем направлении идет лесная дорога. Сразу за водонапорной вышкой дорогу пересекает овраг с крутыми стенками. Здесь мы получаем первое горнолыжное крещение. Выбравшись из оврага, дорога около 700 метров идет по просеке и выходят на берег реки Иидичйок у низкого строения, похожего на водозаборную станцию. По руслу реки вверх идёт лыжня. Река (фото 2) изобилует промоинами и снежными мостами, всюду между открытыми камнями блестит вода - настоящий заполярный март. В открывающихся впереди просветах видны верховья реки Часнайок и перевал Южный Чоргорр. Несмотря на хорошие условия (наст) скорость передвижения очень низка, чувсвуется еще отсутствие необходимой спортивной формы. Через 1 час, однако, небо затягивается и начинает идти мокрый снег, сопровождающийся пожилом (наши затем постоянные спутники). Скорость передвижения падает до нуля, но мы значительно опережаем дикую группу, которая движется ещё медленнее. Через 2 км лыжня поднимается на левый (орографически) берег реки и идёт в дальнейшем по лесной дороге, которая несколько отклоняется от реки в сторону. Ещё через 2 км на открывающейся пустоши дорогу с занесённой лыжнёй мы теряем, выходим на русло реки и снова выходим здесь лыжню. Подлип нас мучает до конца дня. Лыжня вскоре поднимается на правый (ор.) берег и, слегка петляя между деревьями, идёт до устья реки Часнайок. Долины рек Иидичйок и Меридиональный - широкие, пологие, уклона не чувствуется, поросли густым сосновым лесом. Вокруг не видно ни малейших признаков сухостоя, кроме нескольких костровищ с углями. Попадается встречная группа. Не доходя 500 метров до устья реки Часнайок, останавливаемся засветло. После тщательных поисков находим сухое дерево в 200 метрах вверх по некрутому редколесному склону. Несмотря на высокий, хотя и редкий, лес, ночью расходится ветер такими порывами, что несколько раз поднимал крылья шатра к даже сорвал трубу от печки, так что впредь мы особо тщательно вкапывали шатёр в снег.
Сегодня запланирован радиальный выход в верховья ручья Меридиональный. Выходим около 10 часов утра. Спускаемся на основную лыжню, идущую вверх по правому (ор.) берегу ручья Меридиональный. В устье реки Часнайок - покинутая стоянка группы. Здесь лес становится редким, а лыжня переходит на левый (ор.) берег р. Меридиональный. Ещё через 500 метров лес совсем редеет и во все стороны открываются борта должны реки Меридиональный и притоков (фото 3, 4). Впереди, в верховьях, видны входы в цирки перевалов Ферсмана и Арсеньева. Ещё через 1 км, в зоне криволесья, начинается наст, чуть присыпанный снегом. Уклон долины не более 10?, широкая и плоская. По западному борту 3-го по счёту левого (ор.) притока от устья реки Часнайок открывается провал перевала Юмъекорр (фото 5) и снова закрывается следующим водораздельным отрогом. Ещё через 2 км не доходя до развилки истоков с перевалов Ферсмана в Арсеньева, поворачиваем на юго-восток, по предыдущему правому (ор.) притоку (фото 6), в направлении прямиком на перевал Ферсмана, отделённый от нас последним водораздельным отрогом. Долина притока сначала довольно широкая и ровная, постепенно сужается, набирает уклон и наконец через 2 км заканчивается крутым распадком, стекающим на запад со склона горы Часначорр. Отсюда поднимаемся серпантином по крутому (до 35?) склону водораздельного отрога и через 30 мин выходим в цирк перевала Ферсмана (фото 7, 8). Здесь начинается усиливающийся ветер, который скрывает видимость (сдувает снег со склонов) и делает пребывание довольно неуютным. Поэтому, отдохнув, начинаем скатываться обратно вниз. Склон отрога и верховья притока, по которому мы поднимались вверх, для абсолютного большинства участников представляют первую в их земной жизни возможность попрактиковаться в горнолыжной технике. Ломаем тем не менее всего одну лыжу и довольно успешно скатываемся вниз. Возвращаемся в лагерь за 1,5 часа. На покинутой стоянке в устье реки Часнайок уже обосновалась какая-то группа; вчерашняя группа диких с нашего поезда тоже приковыляла и намеревается идти дальше на перевал Ферсмана.
Выйдя из лагеря, двигаемся не вниз, а начинаем тропление в зоне леса вверх по долине р. Меридиональный с небольшим набором высоты (фото 9). Через 10 мин выходим к большой стационарно установленной палатке из грубого брезента (похожую на КСС), без следов вокруг и признаков недавнего посещения. Ещё через 10 мин выходим на лыжню, которая уже более крутым траверсом направляется к месту выхода долины реки Часнайок из зоны леса. Здесь слева по ходу близко подступает склон горы, создающий впечатление своеобразных ворот (фото 10). Сюда мы подходим ещё через 10 мин. Отсюда вверх по долине реки Часнайок и чуть правее виден провал перевала Южный Чоргорр. По лыжне одновременно с нами поднимается группа, с которой, обгоняя друг друга, мы движемся целый день через перевал до самого ручья Петрелиуса.
Дальнейший путь идет по лыжне по редколесному и затем безлесному левому (ор.) берегу реки Часнайок (фото 11, 12, 13) - по пологим склонам и террасам (правый берег непосредственно переходит в крутой склон отрога). Через 2,5 км долина реки поворачивает на юго-восток и принимает характер входа в цирк (фото 14). Характер движения по цирку прежний, до самого его южного конца, где в нормальную погоду на юго-востоке отчётливо просматривается провал перевала. Подниматься на перевал Южный Чоргорр следует, как известно, от самого подножья, в лоб из предперевальной мульды по широкому крупнокаменистому кулуару до 45?, длиной около 200 м. Мы, однако, соблазнились правобережными
(ор.) моренами и начали подъём на перевал издалека, траверсом. Последняя (первая) морена непосредственно примыкает к крутому склону хребта слева (по ходу) от перевала; между ней и перевальным взлётом лежит глубокий край мульды. Чтобы не терять набранную (100 м) высоту, решаем продолжить траверс и, огибая край мульды, выходим траверсом с небольшим набором высоты по крутому (до 45є и более) склону, частично сняв лыжи, на перевальный взлёт. При неблагоприятных условиях данный участок может быть лавиноопасным. Перевальный взлёт далее постепенно выполаживается (фото 15), в через 100 п.м. выводит на перевал, представляющий из себя неширокую седловину, ограниченную с обеих сторон разрушенными скалами (фото 16). Характерный ориентир на перевале - памятник.
Спуск с перевала имеет несколько иной характер и представляет из себя непрерывный широкий кулуар постоянной крутизны (до 45с), постепенно расширяющийся, примерно посередине имеющий выраженный поворот влево. Поскольку в настоящих условиях (наст и очень небольшим количеством поверхностного снега) спуск на таком крутом склоне на лыжах весьма затруднителен, мы идём пешком. Непрерывный крутой длинный склон для нетренированных ног участников довольно утомителен. Опустившись в обширную подперевальную мульду, одеваем лыжи м по широкой долине начинающегося отсюда левого притока ручья Петрелиуса движемся на восток. Ещё через 500 м долина притока имеет небольшой участок падения (до 35?, 100 п.м.), где опять наша группа с переменным успехом занимается освоением горнолыжной техники, и наконец оказываемся на границе лесной зоны. Впереди видна основная долина реки Кунийок, по которой проходит вездеходная дорога из г. Кировск. Поскольку нам известно, что в р-не ручья Петрелиуса ситуация с дровами неважная, решаем, не спускаясь глубоко в долину, двигаться траверсом вниз по долине ручья Петрелиуса недалеко от границы зоны леса. Пройдя около 1 км и не заметив признаков появления сухостоя, находим остатки дров нетуристского происхождения и организуем ночёвку на довольно открытом месте.
Забираем круче вниз в долину ручья Петрелиуса, пересекаем его, движемся вниз в том же направлении, пересекаем русле реки Кунийок и через 1 час хода от лагеря оказываемся на вездеходной дороге прямо у геологической базы под ручьём Рисйок. База имеет довольно разрушенный вид, и непонятно, действует она или нет. Движемся по дороге на север, она наезженная, и через 1 км выходим на контрольно-спасательный пост Куэльпор, примерно напротив спуска с перевала Северный Чоргорр. Несколько домиков базы находятся во вполне приличном состоянии. Мы тормозить здесь не намереваемся, однако из ближайшего домика выходит, потирая руки, товарищ Агапов и учиняет допрос. Увидев должным образом оформленные документы, он несколько добреет и начинает жаловаться на упадок, в который пришла спасательная служба. В частности, уже несколько дней не вывезти отсюда на вездеходе пострадавшего участника, поранившего себе ногу топором, так как то ли нет горючего, то ли пьян водитель и т.д. Т. Агапов рассказал, как найти буранный след, выводящий короткой дорогой в русло реки Партомйок (по нему транспортировали пострадавшего) и как там найти брошенный лагерь этой группы, а также про переданное метеосводкой штормовое предупреждение.
Мы двинулись дальше на север по наезженной дороге, но свернули на буранный след (не тот) раньше времени и вскоре вылезли на борт долины правого притока реки Кунийок на границе зоны леса, примерно половину пути не доходя до долина реки Партомйок. Поняв свою ошибку, совершаем еще более серьёзную - не спускаясь обратно вниз, траверсируем долину реки Кунийок по лесу на границе крутого склона. Граница склона весьма изрезана разнообразным макрорельефом и буреломом, к чему добавляется тропление по снегу средней глубины, и наконец через 1,5 часа изнурительного движения попадаем на лыжню у входа в долину ручья Партомйок. Учитывая, что сегодня вышли с лагеря безобразно поздно - в 12 часов, в виде компенсации решаем идти перевал Умбозерский сегодня же, поскольку никакой технической и тактической сложности он не представляет, его можно идти и в полной темноте, а лавинной опасности не наблюдается.
По широкой долине реки Партомйок начинаем подъём, он до самой перевальной точки довольно однообразен - серия уступов крутизной до 25°. Лес быстро кончается, и ещё через 5 км выходим на перевал. Сама перевальная точка точно не угадывается - среди повышений располагается несколько озёр в углублениях, но вокруг характерное красивое сужение скалистых бортов долины в виде ущелья (оно может быть лавиноопасным). На перевале мы были около 17 часов в сумерках.
Спуск с перевала имеет аналогичный характер. Через 5 км хода по медленно расширяющейся пологой долине проходимы характерное устье левого притока с перевала Южный Партомчорр. Сама основная река Каскаснюнйок в этом месте проходит в подобии неглубокого ущелья. Ниже на левом склоне уже появляются отдельные елки, затем долина значительно расширяется. Проходим правый приток с перевалов Рисчорр. Далее по обоим берегам реки начинается сплошное редколесье. Разведка показывает, что никаких признаков сухостоя не имеется. Пройдя ещё немного, решаем остановиться на ночлег - ввиду сильней усталости, позднего времени (22 часа), а также предположения, что сухостой может появиться в долине ещё нескоро (что впоследствии подтвердилось)- немногр не доходя устья правого притока с озера Академического.
Отрыв яму глубиной около 1,5 м и завалив небольшую свежую ёлку, разводим невероятно дымный костёр с помощью с трудом отыскиваемых сухих елевых веток - они здесь сильно обрублены туристами. После 1 часа кропотливого раздувания костра доводим до кипения оба котла и получаем полноценный ужин, однако костровой человек от удушливого дыма в яме совершенно обалдевает. Поскольку печка у нас неважная, топить её не пытаемся. Полухолодную ночёвку отмечаем распитием бутылки водки.
Вместе долботни с разведением костра из свежего дерева решаем, плотно перекусив из сухого пайка с холодным вчерашним чаем, идти до первых дров, где устраивать горячий обед. Прейдя около 2-х часов по руслу реки Каскаснюнйок, уже в зоне густого леса на одном из привалов сделали разведку и обнаружили в стороне от реки бревно не первой свежести. К этому времени выглянуло солнце, и поев горячего супа и обсушив спальники, мы несколько воспряли духом. Двинувшись дальше, мы вскоре попадаем на лыжню, которая вылезает на левый берег и в дальнейшем петляет по лесу, чередующемуся с участками болот. Здесь уже имеются сухостойные сосенки. Через 1,5 часа движения от места обеда лыжня выходит на лесную дорогу, которая постепенно начинает поворачивать на юг (вслед за самой рекой Каскаснюнйок), петляя по увалам, и вскоре мы попадаем прямо к устью реки - впадению её в р. Тульйок. Здесь уже огромное изобилие здоровых сухих сосен. Прейдя по дороге далее на восток, по левому берегу р. Тульйок, около 0,5 км, встаём на ночлег.
Выйдя из лагеря, через 200 м движения по лесной дороге далее на восток выходим на площадку каких-то разработок, откуда идёт далее уже наезженная дорога. Ещё через 3 км дорога втыкается в более крутого, приходящую с севера и пересекающую русло реки Тульйок. В этот момент мимо нас на юг, в сторону посёлка Коашва, проезжает крытая грузовая автомашина. Поворачиваем по большой дороге на юг (дорога вскоре опять сворачивает на восток, идя уже вдоль правого берега реки), и через 2 км попадаем к устью реки на берегу залива Тулья губа. Здесь на обочине дороги стоят довольно разрушенный балок. Поскольку погода неважная (на озере метель), укрываемся на перекус в балке, у которого сохранилась часть стен. Далее выходим на лёд озера и движемся на восток с незначительным уклоном к северу, в направлении на устье ручья Тавайок. Через 1,5 часа движения в условиях сильного ветра и видимости около 500 м замечаем впереди полосу деревьев и приходим к предположению, что дошли до противоположного берега оз. Умбозеро. Двигаясь далее на восток, по снегу средней глубины, по увалам, попадаем долину реки и по характерному её изгибу - она в этом месте имеет меридиональное направление - угадываем реку Тавайок. Вскоре попадаем на лыжню, идущую вдоль левого (ор.) ее берега. На одной из попадающихся, свежих туристских стоянок организуем горячий обед. Ещё через 1 км выходим к железнодорожному мосту (фото 18) и продолжаем движение далее на восток по занесённой лыжне, идущей в основном прямо по руслу реки Тавайок. К востоку от железной дороги лес сильно редеет (фото 21, 22), но при этом прямо вдоль русла реки регулярно попадаются суетны и крупные пни, что сильно нервирует, т.к. по аналогии с Хибинским ландшафтом кажется, что лес на этом месте кончается и надо немедленно вставать лагерем, хотя на самом деле такая картина тянется на несколько часов хода без видимых изменений. Тем не менее, нервы не выдерживают, и, пройдя около 1 часа от железной дороги, встаём лагерем у очередного пня. Всю ночь был сильнейший ветер и снегопад.
На следующий день продолжаем подъём по долине реки Тавайок. Характер движения прежний - широкая долина, борта которой в условиях неважной видимости еде просматриваются, постоянный уклон до 20?, лес (фото 19, 20), чередующийся с открытыми участками. Вчерашняя лыжня уже почти засыпана, и занимаемся довольно плотным троплением. На границе леса следует подъём средней крутизны (до 40, 100 м) на моренный вал, замыкающий верхнюю, сужающуюся часть долины. Её борта по-прежнему еле видны, поэтому поднимаемся по моренам, прижимаясь к северному склону, крутизна подъёма до 25?. Через 2 км движения замечаем слева по ходу, в условиях плохой видимости, вход как бы в боковую долину, куда должен идти наш путь. Боковая долина имеет ширину около 100 м, с крутыми бортами, уклон подъёма около 25°. Ещё через 800 м упираемся в крутой (до 45) склон (фото 17). К этому времени ветер со снегом переходят в довольно сильные порывы, граничащие с пургой, видимость падает до 100 м. В таких условиях проходить слабо выраженный перевал через плато представляется небезопасным. Принимаем решение не расковать, а возвращаться вниз по долине реки Тавайок до железной дороги и далее запасным вариантом № 2 выходить на север к посёлку Ревда напрямик. Скатываемся обратно в зону леса и обнаруживаем, что нашу лыжню за пару часов замело начисто, и приходится тропить новую. К сумеркам возвращаемся на старую стоянку и допиливаем пень.
За 1 час тропления по долине реки спускаемся к железнодорожному мосту и поворачиваем по полотну на север. Выглянуло солнце. На шпалах полотна лежит спрессованный наст, по которому хорошо катиться на лыжах (рельсы при этом идеально чистые). Через 2 часа доходим до железнодорожного переезда, где вездеходная дорога со стороны озера Умбозеро пересекает пологие и направляется на восток наверх, к хорошо видному Умбозерскому руднику (фот© 24). Дорога имеет непрерывный (до 20є) уклей и через 2 км подходит к руднику. Здесь она поворачивает влево, а нам надо снимать лыжи а преодолеть 2 марша пешеходной лестницы, чтобы попасть к собственно корпусам рудника, которые находятся значительно выше. Здесь, наверху, находится стоянка регулярного автобусного маршрута Ревда-Умба (интервал движения 40 мин, стоимость 1 р, 20 коп, на момент похода), а также неплохая столовая, дешевле и вкуснее петербургских (на момент похода). Двухдневная пурга здесь тоже всё засыпала снегом, и трактор, расчищая площадку, наворотил огромные горн снега В посёлок Ревда прибываем около 17-и часов, а через 1 час отправляется последний автобус на ст. Оленья. Блокируем автобусную кассу, чтобы первыми взять билеты на автобус, который здесь считается проходным из Ловозера через Ревду, а не наоборот. Через 15 мин после прибытия в Оленью проходит один из московских поездов, на котором берём билеты до Волховстроя-2.
Из похода был сделан ряд хорошо всем известных выводов, как хорошего плана, так и неприятных. Неприятные вывода, несмотря на их самоочевидность, в расчёт при планировании и проведении очередных походов довольно часто всё равно не берутся.
1. Район Хибинских и Ловоэерскйх тундр по их технической и тактической насыщенности и в то же время близости к населённым пунктам и транспортным магистралям (т.е. относительной одновременно безопасности) является одним из оптимальных для прохождения лыжной СТП - походов второй категории сложности для туристов, имеющих начальный опыт лыжных путешествий.
2. Сложные в ряде долин условия с дровами создают дополнительные трудности (и одновременно спортивный интерес) и предъявляют повышенные требования к тактическому выполнению маршрута для групп, идущих на дровах.
3. Проведение походов в марте месяце гарантирует длительный световой день, отсутствие сильных морозов, устойчивый наст выше зоны леса. Вместе о тем (как ни печально) не исключён сплошной и ежедневный подлип. Несмотря на обилие лыжней во всех долинах, неожиданные циклоны к снегопады могут их заметать в считанные часы.
4. Несмотря на бытующее (у студентов в частности) представление, что на лыжный поход второй категории за глаза и за уши хватает восьми дней (официальный минимум на эту категорию), элементарный арифметический расчёт показывает, что при этом нужно планировать ЕЖЕДНЕВНО по 20 км АКТИВНОГО КИЛОМЕТРАЖА ВМЕСТЕ С ПЕРЕВАЛАМИ, а это под силу далеко не каждой начинающей группе. Любое препятствие на пути в этом случае автоматически срывает маршрут, так что запасные дни надо планировать РЕАЛЬНО, а не только на бумаге. Номинальный километраж для плохих условий передвижения, как известно, составляет около 12 км в день, а для сильно неблагоприятных может снижаться и до 3-х км при интенсивной 8-и часовой работе (некоторые занесённые долины Алтая и Центрального Саяна).
5. При малой численности лыжной туристской группы, идущей на дровах, появляется некоторый дефицит активных работников на лагере, т.к, требуется не менее 6-и квалифицированных человек одновременно: 2-е пилят дрова, один их колет, двое ставят палатку и один разводит костёр. В этих условиях, когда не может быть "лишних" людей, резко выявляется, кто что умеет, а кто является полным балластом. Для успешных и полноценных лыжных походов третьей и более высоких категорий сложности необходимо, чтобы каждый участник владел абсолютно любой работой по лагерю, в т.ч. единоличным разведением костра и приготовлением пищи, т.к. в противном случае, во-первых лагерная работа неоправданно затягивается на лишние часы, когда всю работу делают одни и те же несколько человек, а во-вторых, любая экстремальная ситуация в этом случае будет неизбежно лишь усугубляться. Для прохождения походов на дровах вчетвером и меньшим числом участников требуется особенно высокая квалификация.
6. Несмотря на самоотверженное выполнение фотографом своих обязанностей его приходилось постоянно принуждать делать снимки, т.к. по его мнению снимать всякий раз было абсолютно нечего. Не под силу ему оказалось и догадаться зарядить в аппарат новую плёнку по окончании первой, т.к. что в течение 3-х дней мы вообще снимки не производили, и участок маршрута: д.р.Кунийок - д.р. Партомйок – пер.Умбозерский – д.р. Каскаснюнйок – д.р.Тульйок – оз. Умбозеро в фотоматериалах отображения не нашёл. Каждое утро на вопрос, заряжен ли фотоаппарат, фотограф равнодушно отвечал, что нет, как будто аппарат должен был зарядиться сам собой, без его, фотографа, участия. Вместе с тем, это был всё равно наилучший среда нас фотограф, т.к. любой другой справился бы с этим наверняка хуже.
7. Несмотря на относительно большие размеры стандартного шатра для пятерых участников, оказывается, что комфортно улечься вокруг печки и развесить свои вещи могут одновременно не более 2-х человек, а остальным достаются мокрые холодные углы. Поэтому даже с малым числом участников целесообразно поддерживать определённый регламент размещения в шатре.
Сканирование и обработка отчета - Mike, Клуб туристов "Московская Застава"